среда, 2 октября 2019 г.

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ НА СЦЕНЕ (ТЕАТР+ КНИГА) Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»


История этой книги началась почти случайно — с карты вымышленного острова, беглый карандашный набросок которой шотландский писатель Роберт Льюис Стивенсон сделал для развлечения своего 13-летнего пасынка. Вид этой карты с запечатленными на ней экзотическими названиями (остров Скелета, холм Подзорная Труба, мыс Буксирная Голова), а также старинные пиратские легенды вдохновили молодого автора на создание в высшей степени увлекательного романа, ставшего знаковым произведением мировой приключенческой литературы. Яркие, зримые, навсегда врезающиеся в память образы (старый слепой, приносящий черную метку, одноногий моряк и его попугай — тезка прославленного пирата, чудаковатый островитянин), вместе с рассказом от лица непосредственного участника событий — юного Джима Хокинса, придают эффект достоверности, казалось бы, самым невероятным происшествиям и испытаниям, выпавшим на долю искателей сокровищ… 


Отрывок из книги:
Глава II. Визит Чёрного Пса
Когда пришла зима и начались трескучие морозы, стало ясно, что мой отец вряд ли дотянет до весны. Всё хозяйство осталось на нас с матерью, и нам было уже не до капитана. Как-то ранним морозным утром, когда солнце ещё не взошло и освещало лишь вершины холмов да море вдали, капитан, поднявшись раньше обычного, отправился к морю. Я видел, как он, держа под мышкой подзорную трубу и бормоча что-то себе под нос, скрылся за высоким утёсом. Мать оставалась в комнате отца, и я принялся накрывать стол к завтраку. Вдруг дверь отворилась, и на пороге появился незнакомец. Привыкнув разглядывать моряков – не важно, одноногих или нет – я был несколько озадачен. У гостя было землистое, а не загорелое лицо, и кроме кортика в нём не было ничего морского. Но почему-то мне сразу показалось, что он моряк. Сначала он попросил рому, но после раздумал и, усевшись за стол, подозвал меня к себе. – Не иначе, ты накрываешь стол для моего приятеля Билли? Я ответил, что стол накрыт для нашего постояльца, который просит называть его капитаном. – Так и есть, – улыбнулся гость. – Билли всегда мечтал, чтоб его так величали. А ещё у него на правой щеке шрам, не так ли? И манеры у него самые приятные, особенно когда выпьет… Одним словом: как бы мне повидаться с моим старым добрым другом Билли? – Он отправился на прогулку. – А далеко? Я указал на утёс за окном. – И давно? – Не слишком. Он ещё о чём-то расспросил меня и наконец удовлетворённо кивнул. – Ну что ж, думаю, Билли обрадуется мне не меньше, чем дармовой выпивке. Но глядя на зловещее выражение его лица, я в этом усомнился. Впрочем, меня это не касалось, и я направился к дверям. Однако незнакомец не дал мне уйти. – Тебе, я полагаю, лучше остаться. И не вздумай мне перечить, мой мальчик. Если бы ты поплавал с такими людьми, как Билли! У них было не принято повторять дважды… А-а, вот, кажется, и мой долгожданный приятель! Ну-ка, сынок, давай разыграем старину Билли, дай ему бог здоровья… Мне было не по себе, когда он заставил меня спрятаться вместе с ним за открытой дверью. К тому же гость и сам изрядно трусил – я видел, как он ухватился за кортик и чуть выдвинул его из ножен. И вот в трактир ввалился капитан. Захлопнув дверь, он двинулся к накрытому столу. – Билли! – негромко окликнул его незнакомец. Капитан развернулся на каблуках – и с его лица словно сошёл загар. Наверное, так бледнеют при встрече с привидением. – Ты что же, не узнаёшь своего корабельного товарища? Капитан открывал и закрывал рот, будто рыба на песке. – Чёрный Пёс! – с трудом выговорил он. – Он самый, – улыбнулся незнакомец. – А почему бы Чёрному Псу не навестить старого друга? Ведь сколько воды и рому утекло с тех пор, как я лишился пары когтей! – И он поднял руку, на которой не хватало двух пальцев. – Ладно, – сказал капитан. – Раз уж выследил меня, говори скорей, зачем пришёл. – Узнаю старину Билли! Что ж, поговорим, а мальчик пока что подаст нам рому. Когда я принёс бутылку, Чёрный Пёс отправил меня на кухню, а дверь велел оставить открытой. – Это чтобы у тебя, дружок, не было соблазна подсмотреть в замочную скважину, – пояснил он. Мне из кухни поначалу был слышен только неразборчивый говор. Но капитан постепенно повышал голос. Наконец он прокричал: – Нет, нет, ни за что! И хватит об этом! И добавил: – Уж если быть вздёрнутым, то вместе со всеми! В ответ послышалась грубая брань, затем раздался грохот опрокинутой мебели, лязг стали и чей-то вскрик. Выглянув в дверь, я увидел, как капитан гонится за своим гостем, бегущим к двери. Оба держали кортики, а у Чёрного Пса на плече была кровь. У самой двери капитан замахнулся, чтобы вонзить кортик в спину убегающему, но лезвие зацепилось за вывеску «Адмирал Бенбоу» – след на ней виден до сих пор. Чёрный Пёс Чёрный Пёс выскочил на дорогу, и только мы его и видели. А капитан застыл в дверях, тупо глядя на вывеску. Затем он провёл рукой по лицу и ухватился за дверной косяк. – Джим, рому! – прохрипел он. – Вы не ранены? – воскликнул я. – Я сказал, рому! – повторил капитан. – Нужно сматываться… Но уже возвращаясь с ромом, я услыхал, как что-то тяжело грохнулось об пол, и увидел капитана, растянувшегося во весь рост посреди комнаты. Лицо его было багровым, он часто и тяжело дышал. Мы с матерью пытались помочь ему. Я хотел влить ром ему в рот, но его челюсти были сжаты, глаза он тоже не открывал. На наше счастье, как раз пришёл доктор Ливси, чтобы осмотреть моего отца. – Доктор, помогите! – взмолились мы. – Он, кажется, ранен… – Это не рана, – ответил доктор. – Это называется «удар». Иначе и быть не могло… Неси таз, Хокинс. Нечего делать, попытаемся спасти эту трижды никчёмную жизнь. Надеюсь, ты не боишься крови? Когда доктор засучил капитану рукав, на мускулистой загорелой руке стали видны татуировки: «На счастье», «Семь футов под килем», «Удачи Билли Бонсу», а также рисунок человека на виселице. – Очень подходящий сюжет, – усмехнулся Ливси и ланцетом вскрыл капитану вену. Много вытекло тёмной крови из его руки, прежде чем капитан очнулся. – Где Чёрный Пёс? – первым делом спросил он, пытаясь подняться. – Нет здесь никаких псов, кроме одного, по кличке Ром, который грызёт вас изнутри, – ответил доктор. – Я же говорил, будете столько пить – плохо кончите. Вот вас и хватил апоплексический удар. А мне, поверьте, не доставило ни малейшей радости вытаскивать вас с того света. И предупреждаю вас, мистер Бонс… – Я не Бонс, – пробормотал капитан. – Не важно. Но если вы ещё раз напьётесь, то клянусь моим париком, скоро отправитесь в преисподнюю, где вас, по-видимому, ждут не дождутся. Мы еле втащили капитана наверх и уложили в постель. – Теперь для вас слово «ром» означает «смерть», – сказал напоследок доктор. – Один стакан вас, конечно, не убьёт, но ведь вы не сможете остановиться. А второго удара вам не пережить. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий